Советы и рекомендации родителям будущих
первоклассников
Первого сентября ваш ребенок станет первоклассником. Первый год
учебы будет для него годом новых знакомств, привыкания к одноклассникам и
учителям, годом творческих успехов и познания неизвестного. Мы, взрослые - и
учителя, и родители, хотим, чтобы школьная жизнь ребенка была наполнена
положительными эмоциями. Для этого мы должны создавать комфортные условия
и поддерживать у ребенка желание учиться, ходить в школу, общаться с
одноклассниками и учителями. Педагоги будут
работать так, чтобы каждая минута урока была наполнена для ребенка смыслом. Вы, родители, можете
немало сделать для того, чтобы ребенок хорошо учился и шел в школу с радостью. Нам необходимо с
первых дней наладить конструктивное сотрудничество, в центре которого будут
Дети. Предлагаемые ниже материалы - советы педагогов-практиков. Внимательно
прочитайте их. Постарайтесь следовать нашим советам. Поддержите в
ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в
его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и
возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового
положения и деятельности.Обсудите с ребенком те правила
и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и
целесообразность.
Ваш ребенок пришел в
школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу
получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
Составьте вместе с
первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
Не пропускайте трудности,
возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у
первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться
с ними на первом году обучения.
Поддержите первоклассника в его
желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было
бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны
заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
Вопрос 1. Возраст
поступления ребенка в первый класс?
В соответствии со статьей 159 Кодекса
Республики Беларусь об образовании в I класс принимаются лица, которым на 1
сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По
желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в I класс
лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября
соответствующего учебного года.
Вопрос
2. Какие
документы необходимы при поступлении ребенка в первый класс?Для приема детей в первый класс
учреждения общего среднего образования законные представители в период с 2 июня
по 28 августа подают следующие документы:- заявление на имя руководителя
учреждения общего среднего образования;- медицинскую справку о состоянии
здоровья ребенка;- свидетельство о рождении ребенка.
Вопрос
3. Правомерно
ли проведение в школах тестирования детей, поступающих в первый класс?Прием детей в учреждения общего среднего
образования осуществляется без вступительных испытаний.
Вопрос
4. Обязательно ли
присутствие ребенка при подаче документов в школу? Не обязательно.
Вопрос
6. Чем
отличается организация обучения детей в первых классах от других классов
начальной школы?Продолжительность учебной недели – 5
дней.С целью обеспечения плавного перехода из
дошкольного учреждения в школу, учебным планом в первом классе предусмотрено на
протяжении сентября месяца проведение учебных занятий по программе «Введение в
школьную жизнь». В течение этого периода не проводятся учебные занятия по
математике, чтению, письму. Учитель проводит с детьми экскурсии, целевые
прогулки, физкультурные занятия, развивающие игры, учит детей, как вести себя в
коллективе, изучает готовность каждого к школьному обучению, оказывает помощь
школьникам в усвоении правил и форм поведения во время учебных занятий, в
умении понимать содержание задаваемых учителем вопросов, в организации своей
деятельности.С октября месяца проводятся все учебные
занятия по предметам учебного плана.Для учащихся 1 класса предусмотрена
щадящая организация образовательного процесса:- уроки проводятся только в первую
смену;-для хранения верхней одежды и сменной
обуви, как правило, выделяется специальное помещение;- каждый обучающийся обеспечивается
удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и
состоянием слуха и зрения;- учебники и дидактические пособия
рекомендуется хранить в школе;- наполняемость класса – не более
20 человек; - в середине третьей, самой
продолжительной четверти организуются дополнительные каникулы в течение одной
недели; - продолжительность учебного
занятия – 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2
минуты каждая;- продолжительность перемен между
учебными занятиями не менее 10 минут, после второго или третьего учебного
занятия проводится динамическая пауза (прогулка на свежем воздухе)
продолжительностью не менее 30 минут.- домашние задания учащимся не
задаются.
Вопрос 7. Как же
оцениваются результаты обучения первоклассников? В классе, где обучаются шестилетние
дети, исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также
использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки,
солнышки, цветочки и т.д.). Допускается лишь словесная оценка. Кроме того,
нельзя при неверном ответе ученика говорить: «не старался», «не думал»,
«неверно», лучше учителю в школе, а родителям дома обходиться репликами «давай
послушаем других», «это твое мнение», «ты так думаешь» и т. д. Никакому оцениванию не подлежат: темп работы
ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов
(особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).
В течение первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые
контрольные работы проводятся в конце учебного года. Запрещено проверять
технику чтения «на скорость» с секундомером. Технику чтения учащихся проверяет учитель
данного класса, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика,
его темп чтения.
Вопрос 8. Как помочь ребенку
быстрее привыкнуть к школьной жизни?Успехи шестилетнего ребенка в школе во
многом определяются его готовностью к ней, а также, и это важнее всего,
отношением родителей и учителя к новой деятельности в жизни ребенка.Прежде всего важно, чтобы он пошел в
школу физически развитым, здоровым.Для успешного обучения школьников
необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания,
приспособления) к школьной жизни.Первый год обучения особенно трудный для
ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он привыкает к новым социальным
условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более
неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и
психологического здоровья.Наблюдения показали, что
социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная
часть детей (примерно 50-60%) привыкают в течение 2-3-х месяцев обучения. Это
проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих
одноклассников, приобретает друзей. У таких детей преобладает хорошее
настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, способность
добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.Другим детям (около 30%) требуется
больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца
первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу
выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками
неадекватными методами (дерутся, капризничают, плачут, жалуются). У этих детей
возникают трудности и в усвоении школьных программ.
И, наконец, в каждом классе есть
примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы
прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года)
адаптации. Такие дети отличаются устойчивыми отрицательными эмоциями,
нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят
дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя
вызывающе, мешают проводить учебные занятия и пр.Наиболее напряженными для всех детей
являются первые четыре недели обучения. Очень важны в это время внимание
и поддержка со стороны родителей и учителей.Необходимо быть сдержанными,
спокойными, поддерживать достоинства детей, радоваться их успехам, стараться
помочь наладить отношения со сверстниками. Если учитель, родители не будут
учитывать трудности адаптационного периода, это может привести к нервному срыву
ребенка и нарушению его психического здоровья. Помните об этом.Вопрос 9. Чем
заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?Во-первых, надо помнить, что готовность
к школе - это сложный комплекс определенных психофизиологических состояний,
умений, навыков и здоровья ребенка. Искусственно форсировать эту готовность
нельзя. Однако необходимо и можно помогать ребенку подготовиться к школьной
жизни.В настоящее время 92% детей пятилетнего
возраста готовятся к школьной жизни в учреждениях дошкольного образования. Их
деятельность в учреждении дошкольного образования регламентируется
государственной программой «Пралеска». Те, кто не посещает учреждения
дошкольного образования, в обязательном порядке должны пройти эту подготовку,
чтобы иметь одинаковые стартовые возможности, через разные формы организации
работы в учреждении дошкольного образования, школе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий